Травмы и воспаление репродуктивной системы у самок японского перепела в промышленном перепеловодствеПерепела — самые маленькие представители отряда куриных. Они
неприхотливы, и у них раньше, чем у остальной сельскохозяйственной птицы,
начинается яйцекладка — с 35…42-дневного возраста [3].
Выпадение заднего отдела яйцевода регистрировали преимущественно при снесении перепелами крупных и двухжелтковых (рис. 1) яиц. Таких птиц довольно легко найти в клетках — они стараются уйти в более темный угол, становятся в неестественную позу пингвина — широко расставляют ноги, приподнимают крылья и длительно держат открытым клюв. Воздух они вдыхают гораздо дольше, чем выдыхают. После выпадения заднего отдела яйцевода у некоторых самок возникает сильное венозное кровотечение, при этом птица угнетена, от приема корма и воды отказывается. В таких случаях летальный исход обычно наступает в течение нескольких минут или часов. При постмортальном обследовании у всех самок, гибель которых произошла по причине выпадения заднего отдела яйцевода, регистрировали бледность видимых слизистых оболочек, у 15…30 % отмечали наличие внутриполостного кровотечения, а у 75…95 % — интенсивную гиперемию матки и влагалища яйцевода. Яйца, извлеченные из яйцевода, имели обычную форму и цвет, однако их масса в 82 % случаев превышала 13,2 г (при норме 9…11 г). Необходимо отметить, что во всех случаях при выпадении заднего отдела яйцевода регистрировали множественные микро и макротравмы (открытые и закрытые) клоаки, а в некоторых случаях даже ее разрыв.
При разрыве яйцевода (рис. 2) у птицы возникала гиподинамия. Перепелки старались находиться поближе к кормушке, при этом, как правило, опирались на боковую перегородку клетки. У них учащалось дыхание, а реакция на внешние раздражители, напротив, была заторможена. Пальпация мягкой брюшной стенки и клоаки вызывала у птиц беспокойство, обусловленное болевой реакцией. В некоторых случаях наблюдали кровянистые выделения из клоаки. В течение нескольких часов наступал летальный исход. Вскрытие показало, что в 73 % случаев разрыв происходил в матке яйцевода, причем в 38 % случаев яйцо оказывалось в брюшной полости. Почти все (92 %) яйца, вызвавшие разрыв репродуктивного тракта, были крупными — массой более 13,7 г. В 53 % случаев помимо них в брюшной полости обнаруживали серовато-красную мутную жидкость со сгустками фибрина. В стенке яйцевода локализовались петехиальные кровоизлияния. Брюшина у 44 % погибших птиц была набухшей с фибринозными наложениями.
Падеж перепелок из-за желточного
перитонита (рис. 3) в 2006 г. составил 13 %, а в 2007 г.
— 16,1 %. Клинически данная патология проявлялась
сильным угнетением и полным отказом птиц от корма. При
пальпации отмечали значительное увеличение области
живота, сопровождавшееся болезненностью и в 68 % случаев
флюктуацией. Фекальные массы имели серый либо
темно-бурый цвет, часто загрязняли оперение в области
клоаки. Гибель самок наступала в течение нескольких
суток с момента проявления описанной выше симптоматики.
При патологоанатомическом вскрытии в 91 % случаев
диагностировали разрыв фолликулов и выход желтка в
брюшную полость, а у 22 % птицы — разрыв матки яйцевода
с последующим выходом сформированного яйца в брюшную
полость. Брюшина была отечной и, как правило, покрыта
фибринозными наложениями. ![]() |