Развивать отечественное перепеловодство!
Особенностью современного этапа развития российского
птицеводства является актуальность максимального обеспечения населения страны
пищевым яйцом и мясом птицы отечественного производства, что необходимо для
решения проблемы продовольственной безопасности страны, удовлетворения
потребности населения в продуктах питания отрасли и улучшения материального
благосостояния людей.
В системе видового состава птицеводческой продукции в мире особым спросом стала
пользоваться продукция перепеловодческой отрасли, что вызвано высокими вкусовыми
качествами яиц и мяса, быстрой воспроизводимостью продукции и окупаемостью
затрат в короткий срок.
В Японии разведением перепелов занимаются более 200 лет, в то время как в
Европе, в России в частности, эта отрасль получила развитие сравнительно
недавно. В стране стали создаваться небольшие перепелиные фермы на предприятиях,
а также в личных подсобных хозяйствах, в подсобных производствах промышленных
предприятий, в фермерских хозяйствах. Основное формирование отечественного рынка
перепеловодства насчитывает всего 15-16 лет, что во многом предопределяет его
специфику, уровень и тенденции развития отрасли.
В 1960-е гг. объемы производства этой продукции были крайне незначительными, и
фактически всю ее поставляли в систему спецпитания высших партийных и
государственных органов. Только в настоящее время рынок перепелиной продукции
значительно расширился и стал доступным для широких слоев населения.
В то же время низкий уровень жизни большей части населения страны выступает
сдерживающим фактором в обеспечении баланса спроса и потребления продуктов
перепеловодства: во многих регионах спрос и предложение на продукты этой отрасли
остаются крайне ограниченными. Ориентация товаропроизводителей продукции
перепеловодства на максимизацию производства, снижение себестоимости и
дальнейшее улучшение качества продукции позволит значительно расширить ареал
сбыта яиц, мяса и продуктов перепеловодства.
Российской академией медицинских наук пока еще не разработаны нормы потребности
в перепелиных яйцах и мясе в расчете на душу населения, однако, по мнению
специа-листов-маркетологов, современный перепелиный рынок уже освоен примерно на
20-25%. Учитывая, что перепелиные яйца и мясо пользуются все возрастающим
спросом у населения, особенно для диетического и лечебного питания, можно
уверенно и достаточно обоснованно ориентироваться на положительные перспективы
развития перепеловодческой подотрасли животноводства сельского хозяйства. В
связи с этим в России в последнее время стали преобладать позитивные тенденции в
развитии этой молодой перспективной отрасли.
Особая потребность в перепелиных яйцах в мире у населения возникла после атомных
бомбардировок Японии в 1945 г. (гг. Хиросима и Нагасаки), Чернобыльской
катастрофы (Украина, 1986 г.) и аварии на атомной электростанции «Фукусима-1»
(Япония, 2011 г.) на фоне информирования медиками об их полезности при
реабилитации людей, пострадавших от воздействия радиационного облучения.
В нашей стране в связи с нездоровой экологической обстановкой в ряде регионов
широкое распространение ценнейшего в медико-питательном отношении продукта
потребления также актуально и необходимо не меньше, чем в Японии, Украине,
Белоруссии и других странах.
На основании мониторинга рынка птицепродуктов выявлено, что на современном
российском рынке перепелиных яиц сформировались следующие целевые группы
потребителей, характеризующихся различной мотивацией:
1) потребляющие все больше яиц по медицинским показаниям, что обусловлено
эффективностью их лечебных свойств. Это приводит к возрастающей потребности в
яйцах по мере увеличения доступности перепелиной продукции для широких слоев
населения;
2) приобретающие их для детского питания: потребность обусловлена исключительной
полезностью перепелиных яиц для детей и лиц юношеского возраста. Широкое
распространение перепелиных яиц в системе школьного питания способно обеспечить
им огромный рынок сбыта;
3) использующие их как питание для ослабленного организма: это обусловлено
исключительной полезностью перепелиных яиц для больных, людей пожилого и
старческого возраста;
4) применяющие их для здорового питания, ориентация на которое обусловлена все
возрастающим стремлением населения мира к здоровому образу жизни;
5) рассматривающие их как продукт для среднего класса, что обусловлено
совокупностью факторов: вкусовыми особенностями, высоким качеством и полезностью
продукта для здоровья человека. Данный сегмент получит свое динамичное развитие
по мере стабилизации экономики страны и повышения материального благосостояния
ее населения;
6) предпочитающие перепелиные яйца в силу их вкусовых качеств — по этому
параметру они значительно превосходят яйца многих других видов
сельскохозяйственной птицы.
Рынок перепелиного мяса является производным от рынка перепелиных яиц и в целом
несколько отстает от него в своем развитии. В этом отношении мясные породы
перепелов также могут принимать участие в пополнении баланса мясных продуктов в
стране. Перепелиное мясо обладает специфическими вкусовыми качествами, однако
оно в меньшей степени представлено в розничной торговой сети из-за
ограниченности производства в целом, а также по причине малочисленности мясных
пород перепелов. Об этом приходится только сожалеть, поскольку мясо таких пород
отличается изысканным вкусом и высокой питательностью. В связи с этим сейчас
перепелиные мясопродукты в основном сконцентрированы в системе общественного
питания. Большой резерв потребности в мясопродуктах заложен в системе домашнего
хозяйства.
Перепелиное мясо очень высоко ценится во многих странах мира. Качество его
настолько высоко, что в некоторых странах организованы специальные фермы по
производству этого продукта (Англия, Германия, Франция, Италия, Канада,
Югославия и т.д.) с эффективным сбытом. Широкие возможности использования
перепелов как продукта для диетического питания и в лечебных целях обусловливают
дальнейшее распространение отрасли перепеловодства в мире.
Сравнительно новая, только начинающая развиваться в особо крупных масштабах (на
птицефабриках и в холдингах) отрасль вследствие исключительности своей продукции
призвана в максимальной степени обеспечить население страны высокопитательными
диетическими продуктами питания птицеводческой отрасли.
Эффективное ведение крупномасштабного перепеловодства предполагает
индустриализацию производства и освоение достижений научно-технического
прогресса в сочетании с принятием организационно-экономических и социальных мер.
Особую актуальность при этом приобретает формирование нового технического и
технологического уклада, основу которого составляют передовые, более совершенные
технологии, базирующиеся на использовании генной инженерии, нанотехнологии,
кормовых средств нового поколения, электроники, средств компьютеризации,
информационных технологий и т.д.
С увеличением производства яиц и мяса перепелов возникает особенно острая
необходимость в улучшении их качества (в том числе вкусовых свойств) и
расширении ассортимента.
Здоровье населения ряда стран, в том числе и России, в современных
производственных, экономических и экологических условиях стало важнейшей
общенациональной проблемой, в значительной степени вызванной все ухудшающимся
качеством продуктов питания на отечественном рынке, что делает необходимым
принятие экстренных мер по улучшению качества исходного сырья при производстве
пищевых продуктов.
В связи с этим большое значение имеет рациональный выбор стратегических и
тактических методов управления инновационным развитием птицеводческих
предприятий перепеловодческого направления. Разработка теоретических,
методических и практических основ управления процессами инновационного развития
перепеловодства призвана преодолеть экономический и ресурсный кризисы путем
перевода экономики отрасли на качественно новый, более высокий уровень
организации производства и обеспечить решение задачи единства производственных,
экономических и социальных целей.
Тенденции мирового рынка перепелиных яиц и мяса характеризуются следующими
особенностями: становление массового рынка; увеличение емкости рынка, в первую
очередь за счет регионов, так как рынки крупных городов в значительной степени
уже насыщены перепеловодческой продукцией, а на малые города и сельскую
местность приходится менее 10%; возрастающий спрос со стороны отраслей
промышленности, медицины, парфюмерии, общественного питания; зарождение
экспортного потенциала.
В условиях становления рынка и усиления конкурентной борьбы между предприятиями
современные птицеводческие предприятия должны прилагать особые усилия, чтобы
повысить уровень производственного потенциала, улучшить качество и экологичность
продуктов питания, сократить издержки производства и обеспечить выход
птицеводческих предприятий на новые рынки сбыта, в том числе международные.
Именно поэтому современные птицеводческие предприятия в конкурентной борьбе
должны стремиться осваивать незанятые ниши в сфере торговли и опережать
соперников во внедрении эффективных инноваций, вследствие чего получать весомые
преимущества над предприятиями-конкурентами.
Современный отечественный и зарубежный опыт ведения отрасли убеждает в
необходимости перестройки отрасли перепеловодства с целью объединения усилий не
только производителей продукции, но и переработчиков, специалистов различных
направлений медицины и биопромышленности, банковских и коммерческих организаций.
Это позволит создать новую перспективную и дееспособную структуру, способную
привлечь к сотрудничеству ученых и специалистов из разных отраслей национального
хозяйства страны.
В связи с этим заслуживает внимания и всяческого одобрения со стороны
государства инновационное развитие ОАО «Угличская птицефабрика» Ярославской
области, которое обеспечивает ей конкурентное преимущество в системе мирового
агробизнеса, поскольку является средством защиты агробизнеса от угроз внутренней
и внешней среды. Наличие лучшего племенного материала, его расширенное
воспроизводство позволяют поставлять заинтересованным сторонам высокоценный
исходный материал. Продукция ОАО «Угличская птицефабрика» подтвердила свое право
называться лучшим продуктом года, получив на Продэкспо-2012 две золотые медали:
за яйца перепелиные и за новинку отрасли — тушки мясных перепелов. О высоком
уровне качества продукции свидетельствует тот факт, что в конце 2011 г.
птицефабрикой был получен Сертификат на соответствие стандарту ISO 22000:2005.
Настоящий сертификат, выданный международной аттестационной компанией DQS
Holding Gmbh, удостоверяет, что на ОАО «Угличская птицефабрика» внедрена и
используется Система менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов.
Производство птицефабрики также прошло аттестацию и сертификацию по стандарту «Халяль».
В соответствии с ним продукты питания, разрешенные к употреблению в пищу
мусульманам, не содержат вредных для здоровья человека добавок, а сырье, специи,
производственные помещения, используемое оборудование и персонал соответствуют
заданным требованиям «Халяль» (Свидетельство № 222/12-01).
На ХХ юбилейной Международной выставке WORLD FOOD-2011 инновационный продукт
птицефабрики — «Майонез из свежих перепелиных яиц» — был отмечен серебряной
медалью дегустационного конкурса «Продукт года».
На выставке «Куриный король-2011» были получены 2 золотые медали в номинации
«Новинка года»: за перепелиное яйцо и перепелиное мясо. Также был получен
Гран-при «Высочайшее качество производимой продукции».
На XVIII Международной выставке продуктов питания, напитков и сырья для их
производства «Продэкс-по-2011» продукция фабрики была награждена золотой медалью
в конкурсе «Лучший продукт» и бронзовой медалью в этом же конкурсе за полимерную
коробку для упаковки яиц.
На Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2010» в г. Москве
перепелиное яйцо Угличской птицефабрики было отмечено золотой медалью в конкурсе
«За производство высококачественной биологически безопасной продовольственной
продукции».
Используемые корма для перепелов максимально приближены к естественным и
являются экологически чистыми, что значительно улучшает их вкусовые и полезные
свойства. Предприятие стремится наладить работу таким образом, чтобы поставка
продукции конечному потребителю занимала минимальный срок и яйцо было свежим и
полезным.
Расчеты экономической целесообразности перехода на производство перепелиных яиц,
выполненные с учетом сложившихся рыночных цен на продукцию и затрат на создание
производственных мощностей, показывают, что организация перепеловодства на
промышленной основе является высокоэффективным и быстроокупаемым производством.
Широкое использование факторов интенсификации перепеловодства позволяет быстрыми
темпами повышать эффективность этой важной для страны отрасли. Призываем всех
любителей и профессионалов в области птицеводства участвовать в развитии
перспективной отрасли.
Голубов И.И., председатель совета директоров, канд. экон. наук ОАО «Угличская
птицефабрика»
Красноярцев Г.В., заведующий отделом информационного обеспечения и связи науки с
производством, канд. с.-х. наук ГНУ Всероссийский научно-исследовательский и
технологический институт птицеводства Россельхозакадемии (ГНУ ВНИТИП
Россельхозакадемии)
"Птица и птицепродукты" №5, 2012, стр.27-29

|