Органическая продукция в России: законный беспорядок
«Нам
нужно конкурентное, точное и понятное законодательство по органическому
производству и потреблению», – заявил руководитель группы компаний «Агранта»
Сергей Бачин на круглом столе «Проблемы и перспективы производства в России
экологически чистой (органической) продукции», который состоялся в рамках
выставки «Золотая осень» в Москве 12 октября.
Актуальность законодательной поддержки
В ходе мероприятия, организованного Министерством сельского хозяйства России,
ведущие эксперты обсудили актуальность принятия органического законодательства в
России, отечественный и мировой опыт инноваций в органическом производстве,
правовое регулирование производства и реализации экологических продуктов.
В 2010 году объем мирового рынка органической продукции составил 60 млрд
долларов. Все больше людей проявляют интерес к здоровой и полезной пище,
желают покупать органические продукты.
По экспертным оценкам, к 2015 году его оборот достигнет 88 млрд
долларов. Основные страны-лидеры по объемам производства органических продуктов
питания – США (26,8 млрд), Германия (7,9 млрд), Франция (4,5 млрд).
При этом, уверен Сергей Бачин, производство органики несет в себе массу других
возможностей, помимо финансовых: это здоровое питание россиян, укрепление
продовольственной безопасности России, вовлечение в оборот земель зоны
рискованного земледелия, устойчивость и сохранение почв, экосистем, а также
решение социально-экономических задач через создание новых рабочих мест.
«В настоящее время на повестке дня стоят вопросы оперативного принятия
органического законодательства, поддержки отрасли в условиях жесткой конкуренции
после вступления в ВТО, – пояснил он. – Закон о техническом регламенте на
органическую продукцию позволит не только снабжать здоровыми продуктами питания
россиян, но и создаст конкуренцию импорту на отечественном рынке, тем самым
укрепив продовольственную безопасность страны. Принятие подобного
законодательства также позволит выйти на мировой рынок органики отечественным
продуктам питания».
В основе российского законодательства о производстве органической продукции
должен лежать принцип конкурентоспособности (по отношению к основным рынкам, а
именно США и ЕС), симметричности (условия для выхода наших товаров на их рынок и
условия для выхода их товаров на наш должны быть примерно равными) и
совместимости (с общепринятыми во всем мире органическими нормами, которые
определяются в основном стандартами IFOAM – International Federation of Organic
Agriculture Movements.
«Замечу, что нам предстоит создать не только общий закон. Необходимо установить
нормы производства и переработки сельхозпродукции, порядок сертификации и
аккредитации сертифицирующих агентств и организаций, правила доступа иностранных
товаров на российский рынок, – продолжил Сергей Бачин. – Органическое
законодательство должно включать в себя технический регламент, наподобие
Технического регламента на молоко и молочную продукцию, содержащего единую и
понятную терминологию, четкие требования для производства, переработки и
реализации молочной продукции, описание процесса проверки ее качества на
соответствие установленным требованиям».
По
его мнению, важно также выработать единую и понятную терминологию. Сегодня мы
оперируем такими понятиями, как «органик», «экологически чистый»,
«биодинамический», «биологический». И лучшее, что можно сделать для органической
отрасли России, – защитить эти понятия от нечестного использования со стороны
индустриального и химического сельского хозяйства, которое может вводить в
заблуждение потребителя и под видом «экологически чистого», «биологического» или
«органического» продавать тот же продукт, что и так лежит на прилавке.
«Помимо технического регламента, хотелось бы подробнее остановиться на теме
сертификации, – сказал Сергей Бачин. – Есть две крайности в подходах к процессу
сертификации. Одна заключается в том, что дело полностью попадает под
государственный контроль (отдается на откуп государству), сразу
бюрократизируется, тема становится непубличной и неживой. Второй вариант –
отдать сертификацию на откуп профессиональному сообществу, которое сорганизуется
и выделит из своей среды тех, кто готов честно работать на этом рынке. Я здесь
обращаюсь к строительной области, где недавно был реализован закон о
саморегулируемых организациях (СРО). К сожалению, опыт оказался неудачным:
каждый мощный строительный холдинг в своей структуре создал собственную СРО,
которая его же, по сути, и сертифицирует».
Здесь должен быть тщательно изучен, переосмыслен и учтен европейский опыт
проведения сертификации.
Сертификация производства и переработки органической продукции, по словам Сергея
Бачина, должна опираться на профессиональное сообщество, пользоваться знаниями и
опытом реальной практики производителей, регулироваться государством, быть
доступной для производителей, то есть не излишне бюрократизированной. И конечно,
важна ее совместимость с общепринятыми мировыми системами сертификации для
дальнейшего заключения договоров эквивалентности с такими странами, как США,
Канада, ЕС, Япония и другими.
Договор эквивалентности позволяет осваивать новые рынки сбыта без дополнительных
сертификатов соответствия. Первый такой договор между США и ЕС вступил в
действие 1 июня 2012 г.
Конечно, Россия, находящаяся на раннем этапе развития рынка органической
продукции, не может рассчитывать на подписание договоров эквивалентности в
следующие 10–15 лет. Однако если мы говорим о будущем органического сельского
хозяйства в стране, то должны понимать, что наша цель – добиться высокого уровня
конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на международном, в первую
очередь европейском рынке. А это значит, что рано или поздно мы подойдем к
такому моменту, когда Россия заключит договор эквивалентности с ЕС или США.
В принципе, как рассказал Сергей Бачин, в России уже появились организации и
производители, разделяющие философию «органик», например Национальная ассоциация
органических производителей и потребителей (НАОПП). НАОПП – полноправный член
IFOAM, который строит свою идеологию и сертификационную программу в строгом
соответствии с нормами IFOAM, занимается просветительской и издательской
деятельностью. Ассоциация имеет достаточно опыта и компетенции, чтобы стать
сегодня одним из уполномоченных государством сертификационных агентств.
«Когда поднимается тема органического сельского хозяйства, некоторые спрашивают:
зачем нам заниматься этим направлением? может ли накормить весь мир органический
способ земледелия и производства? – делится с аудиторией руководитель группы
компаний „Агранта“. – Однако сам вопрос поставлен неверно. Органическое сельское
хозяйство должно создаваться не взамен индустриальному, а в дополнение к нему!
Это отдельная, самостоятельная отрасль, развитие которой должно происходить
параллельно с современным индустриальным укладом».
Принципы органического хозяйства в действии
Группа компаний «Агранта» занимается производством, переработкой и продажей
органической продукции уже более четырех лет. Производственная база предприятия
находится в Угличе Ярославской области. География бизнеса охватывает московскую,
Тверскую и Ярославскую области.
В числе приоритетных проектов ГК «Агранта» – торгово-развлекательный комплекс
«Павлово подворье» в Московской области, курорт «Ярославское взморье» на берегу
Рыбинского моря, а также сельскохозяйственный проект «АгриВолга» в Угличском
районе Ярославской области и сеть магазинов свежих натуральных продуктов «ОрганикМаркет».
Сегодня агрохолдинг «АгриВолга» объединяет 15 хозяйств в Ярославской области.
Основные направления деятельности – производство натуральной мясомолочной
продукции, племенная работа по разведению мясного крупного рогатого скота и
мясных пород овец. Крупнейшими хозяйствами в составе холдинга являются агрофирмы
«Россия» и «Авангард».
Агрофирма «Россия» – ведущее сельскохозяйственное предприятие Ярославской
области по производству органических продуктов. Специализируется на племенном и
товарном разведении уникальных для России пород крупного рогатого скота.
На сегодняшний день «Россия» – единственное хозяйство области, полностью
внедрившее в своем производстве принципы органического сельского хозяйства.
Агрофирма «Авангард» более 60 лет занимается разведением племенных романовских
овец, а также производством мяса, молока и зерновых.
Всего ГК «Агранта» планирует инвестировать примерно 200 млн рублей в
сельскохозяйственное направление. В ходе визита в Угличский район 21 июля
губернатор посетил фермы агрохолдинга и высоко оценил эффективность их
производства.
Планируется, что экологически чистая сельскохозяйственная продукция холдинга
будет реализовываться в сети магазинов «ОрганикМаркет». Эта сеть уже работает в
Москве, высококачественные продукты пользуются большим спросом. Скоро первый
магазин натуральных органических продуктов откроется в Ярославской области.
Виктория Загоровская

|