Философия «Органик»
Россия – страна этикеток. Названия такие же, как в
Европе, а суть совершенно иная.
Маркиз де Кюстин
С 1970-х годов на Западе началось быстрое развитие индустрии organic: фактически
это было возвращение к старым традициям тех времен, когда сельское хозяйство
велось без химии. В России об экологически чистых продуктах заговорили позже, в
начале 2000-х. Тогда и появилось у нас в лексиконе слово «фермер», а на полках
магазинов – продукты со знаком «био» или «эко». Сначала потребители настороженно
отнеслись к более дорогой продукции, считая это очередным маркетинговым ходом,
затем «распробовали», и эта ниша сельского хозяйства стала постепенно
развиваться.
От сохи
Сегодня органические продукты выращивают, как и десятки лет назад, без
химических удобрений, пестицидов и уж тем более без методов генной инженерии.
При переработке и хранении органических продуктов не используются пищевые
добавки, синтетические жиры, химические средства, увеличивающие сроки хранения.
Упаковываются органические продукты в экологически безопасные материалы. В
сертифицированном органическом сельском хозяйстве полностью отслеживается весь
цикл продукта: от земли до покупателя. Для увеличения урожайности, обеспечения
культурных растений элементами минерального питания, борьбы с вредителями и
сорняками применяются эффект севооборотов, органические удобрения (навоз,
компосты, пожнивные остатки, сидераты и др.), различные методики обработки
почвы.
Главная особенность экофермы – использование исключительно экологически чистых
кормов, а также полный отказ от комбикормов, которые могут содержать «убойные»
порции генетически модифицированных организмов и гормональных добавок.
Еще одна особенность - условия, в которых содержат птицу или животных: они
разительно отличаются от большинства птицеводческих и животноводческих хозяйств.
Так, например, если выращиваемая птица содержится в соответствии с органическими
стандартами, то она имеет достаточное пространство для выгула (содержание в
клетках строго запрещено). Практикуется выгульная система, которая позволяет
птице большую часть светового дня находиться на специально отведенной площадке,
покрытой травой (4 кв. м на 1 курицу). При этом птица получает натуральный корм
(пшеницу, ячмень, кукурузу), который имеет статус «органический». Помимо зерна,
птица в виде кормовых добавок в достаточной мере получает свеклу, тыкву, зеленую
траву.
Не следует забывать, что промышленное производство куриных яиц на большинстве
ферм предполагает искусственное стимулирование птицы ежедневно нестись в
клетках. При такой эксплуатации курица живет меньше года. Поэтому питательная
ценность промышленных яиц весьма сомнительна. При этом в естественных условиях
курица несется один раз в два дня. В органическом хозяйстве естественное
производство яиц не нарушено. Яйца могут отличаться друг от друга формой,
размером, окраской желтка и скорлупы, так как человек ничего искусственно не
корректирует. В этом и заключается главная ценность органического продукта.
Зеленая революция
В последние годы экопродукция нашла своего покупателя на мировых рынках.
Стремление западных покупателей потреблять только натуральное и качественное
стало для них своего рода новой религией: они готовы экономить на развлечениях и
отдыхе, лишь бы иметь возможность хотя бы несколько раз в неделю покупать в
супермаркетах экологически чистые продукты.
За период 2000-2010 годов мировой рынок экопродуктов вырос более чем в три раза
- с 18 млрд долларов в 2000 году до 60 млрд долларов в 2010 году. По данным
International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), рост рынка
экопродуктов в 2011 году составил около 20%, в то время как рост европейского
потребительского рынка в целом в последнее десятилетие не превышал 3% ежегодно.
Согласно прогнозам, к 2020 году оборот рынка эко-продуктов может достичь 200-250
млрд долларов. Лидерами среди регионов -производителей экопродукции являются
Европа и Северная Америка. Среди крупнейших потребителей такие страны, как США,
Германия, Великобритания и Франция.
По данным IFOAM, органическое сельское хозяйство активно развивается в 160
странах, около 40 млн га органических сельскохозяйственных земель находятся в
ведении 1,6 млн фермеров.
В 2010 году страны Азии занимали третье место по площади экологического
земледелия (21%). Китай по этому показателю стал третьим в мире, отведя под
экологичное сельское хозяйство 2,3 млн га. При этом за 2005-2006 годы эта страна
смогла увеличить размеры земель, отведенных под органическое сельское хозяйство,
в 11 раз, что было связано с избыточностью трудовых ресурсов. В этой стране
выделение дотаций и субсидий для развития рынка экологически чистой продукции в
рамках Национальной программы по эко-маркировке позволило увеличить реальные
доходы крестьян на 7%.
Европа тоже не отстает. Доля сельскохозяйственных площадей в Европе составляет
7,39 млн га, в том числе 3 млн -биопашни и 3,2 млн - биопастбища. Самое большое
количество экоплощадей насчитывается в Италии (1,15 млн га), за ней следуют
Испания (1 млн) и Германия (0,87 млн). Рост количества эко-ферм составил в
среднем 5%, также заметно увеличилось и количество розничных биомаркетов:
появилось десятки тысяч квадратных метров новых площадей. Лидерами роста
расходов на экопродукты на душу населения являются Дания, Австрия, Германия,
Великобритания.
Многие государства заинтересованы в развитии этого сектора экономики, и
поддерживают своих фермеров как могут. Финансирование идет как из местных
источников, так и из ЕС. Также действуют программы финансирования разработок
концепций сбыта эко-продукции. К примеру, в Германии существует премия за
профилактику здорового образа жизни, организуются кулинарные курсы для
школьников и их родителей.
В Чехии проводится масштабная рекламная кампания, призывающая к употреблению
экопродуктов, и она финансируется Евросоюзом, а также из государственного
земледельческого инвестиционного фонда Чехии. Здесь действует программа
«органические школы», рассчитанная на проведение образовательных курсов для
учеников и учителей. Подобное обучение проводит и британская компания Food for
Life, которая организует кулинарные курсы, экскурсии на экофермы, помогает в
расширении сети школьных огородов, на которых выращиваются экоовощи. В Италии
экопродукты используются в приготовлении школьных обедов.
Производители экопродукции за рубежом широко известны и активно позиционируют
себя. Например, частная компания Tucson Cooperative Warehouse (США) под торговой
маркой ShopNatural поставляет на рынок экологически чистые продукты еще с 1974
года.
Отношение населения к органическим продуктам в других странах -
заинтересованное. Статистический опрос в Канаде показал, что семь из десяти
канадцев пробовали экологически чистую продукцию, 40% часто покупали
органические продукты (более одного-двух раз в год), а 18% постоянно употребляют
экопищу.
В США, по результатам опроса покупателей в 136 супермаркетах, 55% домохозяек
покупают органические продукты для приготовления блюд, 6% из них употребляют
экологически чистые продукты постоянно, 16% - время от времени и 32% - довольно
редко.
Примечательно, что основным продавцом органических продуктов в мире выступают не
специализированные магазины и фермерские рынки, а традиционный ритейл. Наиболее
популярными позициями являются ягнятина (16%), курятина (5,8%), молочные
продукты (29%), свежие фрукты и овощи (23%).

Окончание
>>

|