Don’t panic, just organic
Повальное
увлечение товарами с приставкой «эко» и «био» в последние годы стало общемировой
тенденцией. Статистика утверждает, что в 2010 году объем мирового рынка
органической продукции составил 60 млрд долларов. По экспертным оценкам, к 2015
году его оборот достигнет 88 млрд долларов.
И это неудивительно. Все больше людей проявляют интерес к здоровым и полезным
продуктам с высокими вкусовыми качествами. Этому способствует злоупотребление
химией в сельском хозяйстве, использование регуляторов роста, антибиотиков и
других искусственных добавок при выращивании животных, появление
генно-модифицированных продуктов и растений.
В Европе даже появился слоган, отражающий настроения потребителей: Don’t panic,
just organic («Без паники, только органика»).
Потребность в экопродуктах ощущается и в России, особенно в мегаполисах. Утрата
доверия к производителям и переработчикам в связи с ухудшением качества и
безопасности продуктов питания заставляет переключаться на экологически чистые
товары.
К сожалению, сегодня они доступны далеко не всем из-за достаточно высокой
стоимости, однако до тех пор, пока объемы потребления невысоки, снижение цены
невозможно. К тому же, как отмечают эксперты, экопродукты в принципе не могут
быть дешевыми. В природе органический цыпленок не встречается; чтобы его
вырастить, надо затратить значительное количество времени и средств. Высокая
цена способствует тому, что продукты, помеченные знаками «био» или «органик», в
первую очередь представлены не на полках супермаркетов и гастрономов, а в
интернет-магазинах и меню ресторанов.
Одна из наиболее серьезных проблем в России – отсутствие нормативно-правовой
базы, регулирующей производство экопродуктов, и систем сертификации, поэтому
значительную часть товаров приходится ввозить из-за рубежа с ферм иностранных
партнеров сети.
Впрочем, вопрос сертификации вскоре рассчитывает решить Министерство сельского
хозяйства РФ. Концепция соответствующего закона уже разработана. Кроме того, в
рамках государственной программы развития агропромышленного комплекса на
2013–2020 годы предполагается активно позиционировать российские продукты
питания на мировом рынке как экологически чистые и отвечающие современным
стандартам.
Сегодня из-за отсутствия единых критериев, отличающих экологические товары от
обычных, на рынке отмечаются случаи маркировки псевдоэкопродуктов.
Производителям достаточно создать видимость экологичности, например указав
меньший срок годности (что должно свидетельствовать об отсутствии консервантов)
и не меняя при этом состав продукта.
К заблуждениям также ведет отсутствие четких определений. На федеральном уровне
не существует установленного определения, которое всем понятно и не вызывает
разногласий. В результате на рынке представлено немало продуктов с названиями
«натуральный», «здоровый», «функциональный/обогащенный», «органический»,
«биологический», «экологически чистый» или «экологически безопасный»,
претендующих на позиционирование в сегменте «эко» за счет путаницы в
терминологии. Соответствующая законодательная база, появление достаточного
количества аккредитованных сертифицирующих органов, единые критерии оценки
наравне с определением ключевых понятий, которыми оперируют участники рынка,
позволят разобраться с принципами позиционирования экопродукции, обратить
внимание целевой аудитории на ее основные потребительские качества, разработать
грамотную стратегию продвижения и получить конкурентные преимущества на рынке.
Виктория Загоровская,
редактор журнала «СФЕРА/Птицепром»

|