Основные направления устойчивого развития российского рынка перепелиного яйца и мяса
Перепеловодство является сравнительно молодой, перспективной и
интенсивно развивающейся отраслью птицеводства. Во многих странах мира
разведение перепелов приняло достаточно широкий размах и базируется на основе
современных промышленных форм организации производства.
В настоящее время промышленным разведением перепелов активно занимаются в
большинстве стран мира, в которых примерно с середины XX в. были созданы
специализированные перепеловодческие фермы, рентабельность которых была довольно
высока. В России, а также в бывших республиках СССР, перепеловодство должного
развития не получило, но за последние годы отмечен быстрый рост объёмов рынка
продукции перепеловодства, что положительным образом отразилось на расширении
ассортимента пищевых яиц и мяса, необходимость в котором подчеркивается
Министерством сельского хозяйства РФ. В целевой программе «Развитие птицеводства
в Российской Федерации на 20102012 годы» и Концепции развития отрасли
птицеводства РФ на период 2013-2020 гг., утвержденных приказом от 15 декабря
2010 г. № 433, указано об интересе развития перепелиных хозяйств, успешная
работа, которых возможна только при использовании высокопродуктивных пород,
кроссов и применении прогрессивных технологий производства продукции перепелов.
Наиболее привлекательными аспектами промышленного разведения перепелов являются:
• наличие продуктивно-хозяйственных преимуществ разведения перепелов перед
разведением крупной домашней птицы (особенные вкусовые качества мяса и яиц [1],
раннее начало яйценоскости (приблизительно в 5-6 недельном возрасте), высокая
яйценоскость и скорость роста, устойчивость к заболеваниям, 80 %-ая выводимость
и жизнеспособность молодняка и др.);
• перепелиные яйца являются ценным иммуномодулирующим продуктом питания и бо гты
витаминами А, Р и К, В1, В2, железом, кобальтом и др. микроэлементами, а также
аминокислотами лизином, цистеином, метионином, аспарагиновой, глутаминовой
кислотами и лейцином [2].
• мясо перепелов высоко ценится на рынке как диетический и деликатесный продукт
питания, который по сравнению с мясом бройлеров:
- богаче протеинами, фосфором, железом, медью (при достаточном
содержании селена, цинка, витаминами (В3, В6);
- содержит меньше жиров;
- жир богат полиненасыщенными жирными кислотами [3].
В настоящее время предложение продукции перепеловодства на российском рынке
представлено всеми категориями сельскохозяйственных производителей, включая
крупные птицефабрики, КФХ и ЛПХ. Импульсом к увеличению предприятий,
производящих перепелиное яйцо, получил национальный проект «Ускоренное развитие
АПК». Как утверждают специалисты, рынок продукции перепеловодства освоен
примерно на 20 %, учитывая, что на данную продукцию спрос у населения
увеличивается, можно смело говорить о перспективах развития отрасли. Несмотря на
большое количество производителей различных категорий, перепеловодство
характеризуется высокой концентрацией производства, как по региональному
признаку, так и по совокупной доле рынка, занимаемой несколькими ведущими
производителями (рис. 1).

Рис. 1. Структура предложения продукции
перепеловодства в России, %
Безусловным лидером по объёмам производства перепелиного яйца и мяса в РФ
занимает Воронежская область, где на 3-х птицефабриках сконцентрировано более
1/2-й всех производственных мощностей - ООО «Интерптица», ОАО «Воронежское
перепелиное хозяйство», ООО «Перепелиное хозяйство». Значительным
производственным потенциалом обладают также другие регионы Центрального и Южного
федеральных округов, в частности, Краснодарский край, Ростовская, Самарская,
Брянская области и т.д. Всего в РФ насчитывается более 66 перепелиных
предприятий. Разводят перепелов и для удовлетворения нужд семьи - в ЛПХ, в
городских квартирах и частных домах. В Саратовской области основную конкуренцию
составляют 3 предприятия: Агрофирма «Птичий Двор», ЛПХ «Граф Орлофф»,
перепелиная ферма села Ягодная Поляна.
Перепелиное яйцо по сравнению с мясом перепела занимает лидирующее положение на
российском рынке. Доступность по цене, полезность данного продукта питания и его
высокоусвояемость организмом (на 97-98 %) привели к тому, что на яйца имеется
стабильный спрос у населения. На российском рынке птичьих яиц отмечается высокий
уровень потребителей (свыше 139 млн чел., что составляет более 96 % населения) и
ежегодный их рост. Основным конкурентом перепелиных яиц являются куриные яйца,
места продажи которых распространены повсеместно, к тому же наблюдается рост
производства куриных яиц (с 2006 по 2010 гг. производство яиц выросло на 9,1 %
под влиянием факторов роста поголовья кур-несушек в России на 19,9 % и
яйценоскости птицы на 1,3 %). Несмотря на то что, главенствующие позиции в
продажах занимают куриные яйца, на российском рынке перепелиного яйца существуют
уже сформулированные группы потребителей и потенциальные (табл. 1).
Таблица 1. Сформулированные и потенциальные группы
потребителей на российском
рынке перепелиных яиц
Группы |
Описание сегмента |
Потребляющие
по медицинским показаниям |
Сформулированный длительное время сегмент. В последнее время возрастает в связи с наличием многочисленных публикаций об исключительной полезности перепелиных яиц, а также предоставлением информации о полезности продукта на упаковках и широким внедрением перепелиных яиц на рынок. |
Приверженцы здорового питания |
Увеличивающийся сегмент рынка, формирование которого вызвано популяризацией здорового образа жизни, модой на различные диеты, пропагандой здорового питания, появлением функциональных продуктов питания на рынке. |
Приобретающие
для детей |
Сегмент сформирован после 90-е гг. Быстро развивается из-за экспансии сетевой розницы, из-за привлекательности потребительских характеристик перепелиного яйца (окраска скорлупы, небольшие размеры и др.) |
Приверженности удобной (быстрой в приготовлении) пищи |
Потенциальная группа потребителей. Увеличивается из-за социальных сдвигов: одиночного проживания, приема пищи вне дома, роста числа работающих женщин, а также роста потребителей, нуждающихся в максимальном удобстве и быстроте приготовления пищи (готовые омлеты, яичницы, которые нужно только подогреть в микроволновых печах; жидкие (бесскорлупные) яйца). |
Высокодоходные категории население |
Сегмент, развитие которого во многом определяется модой и популяризацией потребления данного вида продукта. |
Продукт для
среднего класса. |
Развивающийся перспективный сегмент. Мотивация потребления определяется совокупностью факторов, включая вкусовые предпочтения (в т.ч. исходя из формирования национальных традиций потребления), высокое качество и полезность продукта для здоровья. |
Промышленные
потребители |
Потенциальная группа потребителей. В основном это кондитерская, масложировая, хлебопродуктовая, мясная и другие отрасли (меланж, белок, желток в жидком, замороженном и сухом виде). А также косметическая, химическая и другие отрасли. |
С учётом текущих тенденций на российском рынке перепелиного яйца прогнозируется
существенный рост объёмов производства (табл. 2).
Таблица 2. Объёмы производства перепелиного яйца
в Российской Федерации по
прогнозу, тыс. шт.
Вариант
прогноза |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Средний |
145000 |
188500 |
254475 |
313004,3 |
384995,2 |
473544,1 |
Высокий |
145000 |
203000 |
290290 |
362862,5 |
453578,1 |
566972,7 |
Низкий |
145000 |
181250 |
226562,5 |
274140,6 |
331710,2 |
401369,3 |
Потребителями яичных продуктов в России являются несколько отраслей пищевой
промышленности:
• масложировая (жировые комбинаты, производящие майонез (37 %);
• мясоперерабатывающая (10 %);
• хлебопекарная и кондитерская отрасли (булочно-кондитерские комбинаты,
макаронные и кондитерские фабрики, хлебозаводы, мелкие предприятия,
изготавливающие торты, пирожные, булочки (50 %) отрасли.
На современном рынке в ряде стран присутствует значительное количество яичных
продуктов, которые представлены двумя основными группами: пищевые и непищевые
[4] (табл. 3).
Таблица 3. Основные направления и виды продукции переработки перепелиных яиц
Группа
яичных
продуктов |
Направление |
Вид яичной продукции |
1. Группа пищевых продуктов |
Продукция для промышленного потребителя (кондитерская, масложировая, хлебопродуктовая, мясная и другие отрасли) |
Меланж, белок, желток в жидком, замороженном и сухом виде. |
Продукция для домашнего хозяйства и общественного питания |
Полуфабрикаты (специально упакованные и обработанные жидкие целые яйца с
длительным сроком хранения при комнатной температуре, замороженные целые яйца в
специальной упаковке, сухие омлеты и др.). |
Готовые продукты в охлажденном и замороженном виде (яичные рулеты, сосиски, омлеты с сыром, яичные котлеты на гриле, яичные пиццы, сандвичи, маринованные яйца и др.). |
2. Группа
непищевой
продукции |
Продукция для фармацевтической, косметической, химической и других отраслей |
Лизоцим, овомукоиды, авидин, иммуноглобулин, сиаловую кислоту, фосфолипиды, липопротеины и др. |
В мясоперерабатывающей отрасли перепелиные яичные продукты и мясо могут
используется в качестве основной и пищевой добавки при производстве вареных
колбас, сосисок и сарделек (рис. 2.). Колбасы занимают 4-ю позицию в шкале
продуктов, пользующихся постоянным спросом у россиян. Перепелиные яйцепродукты
могут применяются при производстве мороженого (яичное, яично-желтковое и
яично-белковое мороженое).
Рис. 2. Схема перспективных направлений производства
и использования продукции яиц и мяса
Рынок перепелиного мяса в настоящее время является по большей части производным
от рынка перепелиного яйца и в целом несколько отстает от него в своем развитии.
Потребительские сегменты на рынке перепелиного мяса в целом соответствуют
яичным.
Современные тенденции развития российского рынка продукции перепеловодства:
• увеличение ёмкости рынка, за счет проникновения на не- и малонасыщенные рынки
регионов страны. Проникновение на более насыщенные рынки крупных городов России
возникает за счет роста ассортимента пищевых продуктов из перепелиных яиц и
мяса;
• зарождение экспортного потенциала, увеличение спроса со стороны
промышленности, появление инновационных продуктов (жидкие яйца для омлетов,
новые оздоровительная косметика и фармацевтические препараты на основе
перепелиных яиц), появление новых видов упаковки яиц и мяса;
• расширение продуктовой линейки, за счет производства продукции глубокой
переработки (консервированные маринованные перепелиные яйца с икрой, меланж,
яичный порошок, творог с перепелиными яйцами, майонез с перепелиными яйцами,
готовые мясные салаты из тушек перепела и др.);
• увеличение спроса в системе общественного питания (рестораны, кафе и т.д.),
которые могут реализовать продукцию (суп, картофельное пюре, салаты, пирожки и
др.), при изготовлении которой в качестве одного из компонентов использованы
яйца и мясо перепелов.
Прогнозируется значительное увеличение рынка продукции перепеловодства, вплоть
до экспорта перепелиных яиц и мяса перепелов-бройлеров, а также увеличение
продуктов промышленной переработки с применением инновационных технологий.
Важным также является дальнейшее выявление новых и уточнение уже известных
биологических функций белков перепелиного яйца и их производных для разработки
новых способов повышения ценности яйца как источника многочисленных биологически
активных компонентов со специфическим полезным действием, а также повышения роли
этих белков в лечении и профилактике хронических и инфекционных заболеваний, и
значительно увеличить ёмкость рынка перепелиного яйца.
С.В. Генералова, А.И. Рябова
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова
Список литературы:
1. Сунгурова Е.А., Шешукова Е.М. Сравнительный анализ качества перепелиного и
куриного яиц в процессе хранения. /Проблемы питания: гигиена, безопасность,
регионально ориентированный подход: материалы II-ой региональной науч.-практ.
конф. 19 апреля, 2007г. / Под ред. И.В. Шешунова, Е.Н. Касаткина. - Киров:
Кировская государственная медицинская академия, 2007 - С. 105-107.
2. Нанос В. Птичка невеличка. // Птицеводство. - 1995. - № 5. - С. 32-34.
3. Роджерио да Кунча. Мясо перепелов - неиспользованный резерв. // Птицеводство.
- 2011. - № 2. - С. 36-38.
4. Агафонычев В. Яичное производство: перспективные направления. // Птицепром. -
2011. -№ 3 (07). - С. 54-58.

|