“Перепёлка” в энциклопедическом словаре изобразительного искусства
ПЕРЕПЁЛКА (праслав. pelpelъ — звукоподраж.) — птица
семейства куропатковых, светло-бурой окраски, с коротким хвостом. В античности
перепёлки символизировали обновление жизни, весну, поскольку эти птицы улетали
зимой и возвращались весной (сравн. ласточка; "Пелика с ласточкой").
Древнегреческий миф о превращении Астерии в перепёлку (греч. Ortyx) и о
появлении в Эгейском море острова Ортигия (греч. Orthygia — "Перепелиный"),
позднее — Делос, на котором Лето родила Аполлона и Артемиду, послужил причиной
того, что куропатка стала атрибутом Аполлона и Артемиды Делосских. В странах
Ближнего Востока перепела ассоциировались с Солнцем, удачей, любвеобилием,
изображение этой птицы имело эротическую символику. В Китае перепелов
использовали в качестве боевых птиц. Перепёлку носили "очень аккуратно в клетке,
привязанной к поясу... иногда ударяя ее тростинкой, чтобы вызвать в ней
агрессивность". Затем двух птиц помещали под сетку на площадку, на которую
насыпали просо, "через некоторое время начиналась драка за зерно, и владелец
победившей птицы получал приз. Благодаря воинственному характеру, перепел
считается символом храбрости; с другой стороны, из-за потрепанного вида —
символом бедности и залатанной одежды"1. В западноевропейском искусстве,
особенно в позднем Средневековье и в эпоху Итальянского Возрождения, перепёлку
как символ весны и обновления изображали рядом с Мадонной и Младенцем Христом
(сравн. Розарий). Таково знаменитое произведение периода интернациональной
готики — алтарная картина Пизанелло "Мадонна делла Куалья" (итал. Madonna della
quaglia — "Мадонна с перепёлкой"; итал. quaglia — "перепёлка").
1 Энциклопедия восточного символизма. М.: Золотой век, 1996. С. 265.
* * *
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.
— Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
Впервые в одной энциклопедии — сведения обо всех видах искусства, а также статьи
о всемирной истории, мифологии и христианской иконографии.
В работе В. Г. Власова предмет искусства понимается намного шире, чем это
принято в академической традиции. Автор стремится объединить термины философии,
эстетики, истории искусства разных видов и жанров, рассмотреть обстоятельства
создания отдельных памятников архитектуры, произведений живописи, графики,
скульптуры, декоративного и прикладного искусства через слово — через
этимологию, имена мифологических персонажей, исторических лиц и литературных
героев, наименования тем и сюжетов.
Эта работа предлагает по-новому осмыслить очевидные вещи и привычные предметы
споров вокруг искусства

|