оборудование для разведения перепелов

Перепелка

Перепёлка.org.ua

О ферме ~ Купить перепёлок, яйцо, клетку ~ Разведение ~ Инкубаторий ~ Бизнес ~ Мастерская ~ Поиск по сайту

Поиск по сайту


Как сохранить качество инкубационных яиц?


Как сохранить качество инкубационных яиц?На качество инкубационных яиц влияет множество различных факторов. Их можно разделить на биологические и технологические. К биологическим факторам, помимо видовых и наследственных относят: уровень кормления и макроусловия внешней среды (сезон года, природно-климатические условия). К технологическим — тип и конструкцию оборудования; микроусловия внешней среды (температура, влажность, газовый состав воздуха, интенсивность и продолжительность освещения птичника), а также размер стада, сбор, хранение и транспортировку яиц.

Из большего числа факторов можно выделить те, которые влияют на формирование яйца до его снесения. Решающую роль здесь играют грамотно проводимая племенная работа, полноценное и сбалансированное кормление, ветеринарное состояние родительского стада птицы.

Целенаправленно воздействуя на организм несушки, можно поддерживать и даже улучшать качество яиц. Однако целый ряд факторов действует на яйцо уже после снесения. Оптимизируя условия для уже снесенных яиц, можно только сохранить их первоначальное качество (Царенко П. П., 1988).

Так от чего же зависит сохранение качества инкубационных яиц от момента их снесения до закладки в инкубатор?

С момента снесения яйца подвергаются следующим обязательным операциям: сбор, сортировка, упаковка, дезинфекция (иногда — мойка), погрузка в транспорт, транспортировка к инкубаторию (иногда — на дальние расстояния). Далее в обратном порядке — разгрузка, распаковка, укладка в лотки, дезинфекция или мойка, закладка в инкубатор. Все эти операции напрямую зависят от человека и все они связаны с механическим воздействием на яйцо.

Во многих странах мира птицеводство терпит большие убытки от производства яиц невысокого качества, а также от неправильного обращения с ними в период от сбора до их реализации. В первую очередь страдает скорлупа яиц.

Так, в США убытки составляют 5—10% годовой продукции яичного производства, причем основные потери (более 80%) качества яиц приходятся на по-
вреждаемость скорлупы (бой или насечка). В других странах (Англия, Германия, Австрия) они составляют в различные годы от 5 до 15% (Шмеле А., 1988).

Больше 4% яичной продукции теряется за счет механических повреждений скорлупы, особенно при нерегулярных сборах и скоплении яиц на полу клеток и транспортных лентах (Bezza J., 1973). Появление насечки в большой степени связано с небрежностью при сборе и транспортировке.

Несвоевременный сбор яиц влечет за собой целый ряд потерь. Так, увеличивается риск перегрева их летом или переохлаждения зимой, пробуждается инстинкт насиживания, развивается привычка рас-клева яиц, повышается их загрязненность и повреждаемость.

Для снижения потерь важно разработать оптимальный режим сбора яиц, с учетом суточного ритма яйцекладки, светового дня. С увеличением кратности сбора яиц количество их повреждений намного снижается. Так, каждый дополнительный сбор яиц понижает количество боя в 1,2—1,4 раза (Кавтарашвили А. Ш., 2003).

При ручном сборе яиц обычно бой составляет около 2%, но невнимательность и небрежность могут повысить уровень повреждаемости при сборе и укладке до 7—9% (Царенко П. П., 1988).

По данным зарубежных исследователей, средние значения боя и насечки скорлупы на предприятиях составляли 1,2—4% соответственно. Процент боя скорлупы при упаковке в картонные коробки был 5%; в процессе транспортировки их потребителям процент насечки увеличивался до 7% (Roland D., 1988).

Собранные яйца упаковывают в специальные прокладки, которые должны обеспечивать необходимый уровень безопасности от повреждения скорлупы. Прокладки лучше изготавливать из легкоочищающих-ся или одноразовых материалов.

Упаковка яиц — редкий случай, отмечает Н. Салимова (2006), когда значение функциональности лидирует по сравнению с другими характеристиками, так как для такого хрупкого продукта упаковка — единственная защита яйца, чтобы доставить его в целости. Раньше у нас в стране яйца перевозили в соломе и стружке вплоть до начала 70-х годов, когда появились машины для производства бумажных яичных упаковок.

В настоящее время существуют три вида яичных упаковок — бумажные, пластиковые и полисти-рольные.

Упаковка, изготовленная из формованной бумажной массы, имеет ряд преимуществ перед другими видами: она воздухопроницаема, гигроскопична, адаптирована для работы на сортировальных и упаковочных линиях, безопасна для продукта и окружающей среды, ее производство экологически чистое, а утилизация проста.

Для транспортировки лучше всего подходит бумажная бугорчатая упаковка на 20—30 ячеек.

Пластиковая упаковка слишком жесткая. Открытые пластиковые подложки, уложенные друг на друга порой продавливают яйца, а прокладки из вспененного полистирола достаточно мягкие. Поэтому бой яиц здесь максимален по сравнению с бумажной ячейкой и пластиковой.

При упаковке яиц необходимо соблюдать ряд простых правил. Так, в бумажные бугорчатые прокладки на 20 и 30 ячеек укладывают по 20 и 30 куриных яиц. Яйца индеек, уток и гусей следует укладывать в эти прокладки по 10 и 15 шт. соответственно. Далее прокладки собирают в стопы. Чем больше их в стопе, тем больше оказывается давление на яйца в нижних прокладках. Прежде всего повреждаются яйца крупные, неправильной формы и уложенные острым полюсом вверх.

По данным Л. Сапрыкина (1987), примерно 5% валового сбора яиц составляют яйца с микротрещинами. Усилие, необходимое для их разрушения на 16% слабее, чем для целых яиц такой же массы.

Замечено, что после шестичасового стояния яиц в стопах, состоящих из 10—12 прокладок, дополнительный бой составил 1,5—1,8 (до 3,5%), не повышался бой в стопах из 6—8 прокладок (Царенко П. П., 1988).

Таким образом, количество прокладок, упакованных в картонные ящики для транспортировки, должно быть строго регламентировано. Так, в ящике на 360 куриных яиц (ГОСТ 13613-74) для перевозки куриных и цесариных яиц складывают стопы из шести прокладок, утиных и индюшиных — по 5; гусиных — по 4 прокладки в стопе.

В современной технологии проблема мойки и дезинфекции яиц имеет столько же сторонников, сколько и противников. С одной стороны, мойка обеззараживает яйца. С другой — существует опасность их повреждения. Особенно — яиц с тонкой скорлупой. (Тшишка Т., 2006).

Но наиболее рискованная операция — транспортировка. Здесь причинами боя и насечки могут быть небрежность при перекладке яиц на тележки, контейнеры, лифты, транспортировка по неровной поверхности или на повышенной скорости, плохая тара, неправильная упаковка.

Принято считать, что привести в негодность яйцо можно только при перевозках их на дальние расстояния. Между тем, по данным А. М. Догадаева (1983), транспортировка яиц только от цехов производства до цеха обработки повышала отход яиц с поврежденной скорлупой примерно на 1,3%. Замечено, что трещины общей длиной до 1,5 см снижают выводимость яиц на 10—15%, свыше 4 см — на 40—60% (Царенко П. П., 1988).

Опасность механических нагрузок на инкубационные яйца заключается не только в том, что повреждается скорлупа — они могут вызвать невидимые дефекты. Например, ослабление желточной оболочки (Tullett S. C., 1981). Это может вызвать ее разрыв и последующую гибель эмбрионов. От сотрясений, вибрации могут появиться дефекты, видимые только при овос-копировании: расслоение наружного и внутреннего слоев подскорлупной оболочки. Отсюда появляются колеблющиеся границы пуги или блуждающая пуга. В яйце также может нарушиться цельность и эластич-
ность градинок, что ведет к изменению положения желтка. Яйца с вышеперечисленными дефектами для инкубации непригодны.

В настоящее время инкубационные яйца перевозят различными транспортными средствами. Выпускают и специализированные автомобили. Как правило, они оснащены тележками — контейнерами или стеллажами, предназначенными для размещения в них специальной тары с инкубационными яйцами.

Однако, как показывает практика, тележки и стеллажи часто не используют, а яйца перевозят, размещая ящики непосредственно на полу кузова, ставя их друг на друга в несколько рядов. Между тем уровень вибрации и ее воздействие во время движения зависят не только от типа дорог, по которому транспорт движется (асфальтированное шоссе или грунтовая дорога), скорости движения, но и от расположения коробки с яйцом в кузове автомобиля. Например, яйца, поступившие на птицефабрику после транспортировки перед инкубацией, были нами просмотрены на овоскопе (в количестве 1500 штук). Отход по видам брака распределился следующим образом: расслоение подскорлупных оболочек в ящиках, находившихся во время транспортировки на полу в конце, середине и передней части кузова, составил 8,3; 2,5 и 0,6%, а бой и насечка — 6,1; 1,7 и 3,9%, соответственно.

Были изучены уровни вибрации, возникающей в разных точках кузова спецавтомобиля при движении его по дорогам разного типа с помощью аппаратуры фирмы «Брюль и Къер» (Дания), а также их влияние на результаты инкубации. Вибрационные датчики располагали в разных частях кузова: в задней, в середине и передней, непосредственно на полу и на разной высоте от его поверхности. При движении автомобиля по грунтовой дороге уровень вибрации был в 2,5 раза выше, чем при движении по асфальтированной дороге.

Максимальный уровень вибрации наблюдался непосредственно на полу салона в задней части кузова. По мере удаления от пола на 0,3 и 1,0 м он был ниже в 3 и 3,3 раза, соответственно. Наиболее низкий вывод цыплят и выводимость яиц получен в группе, перевозимой на полу в задней части кузова (Ко-цюруба В. В., 1988).

Инкубационные яйца не рекомендуется перевозить непосредственно на полу кузова автомобиля. Необходимо использовать тележки — контейнеры или стеллажи, приподнимая нижний ряд ящиков на высоту 25—30 см от уровня пола. Нельзя также при транспортировке ставить больше четырех ящиков в стопы. При этом следует исключить «подпрыгивание» верхних ящиков в стопах, а также верхних прокладок в ящиках (для этого необходимо сверху яиц в ящиках укладывать пустые прокладки).

Исключить механические нагрузки на инкубационные яйца нельзя, но снижать уровень их повреждающего воздействия необходимо. Для этого, наряду с оптимизацией функционирования всех технических средств сбора, сортировки, транспортировки, необходим тренинг всех работников, так или иначе соприкасающихся с такой ценной продукцией, как инкубационные яйца.

Т. А. Мелехина, Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства, www.spin-spb.ru.


Перепелиные яйца




Статья была Вам интересна? Подпишитесь на рассылку “Перепёлка.org.ua - новости перепеловодства” и Вы всегда будете в курсе инноваций в мире перепелов. Подписаться >>



Вы можете высказать своё мнение по данному материалу или задать вопрос. Администратор сайта ежедневно просматривает комментарии и отвечает на вопросы.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить