оборудование для разведения перепелов

Перепелка

Перепёлка.org.ua

О ферме ~ Купить перепёлок, яйцо, клетку ~ Разведение ~ Инкубаторий ~ Бизнес ~ Мастерская ~ Поиск по сайту

Поиск по сайту


Механические факторы, влияющие на сохранность инкубационных яиц


Инкубационные перепелиные яйцаО качестве инкубационных яиц прежде свидетельствуют наиболее высокие результаты их выводимости и жизнеспособность выведенного молодняка. Оно зависит от многих факторов. Помимо видовых и наследственных к ним относят уровень кормления, тип и конструкцию оборудования, температуру, влажность, газовый состав воздуха, интенсивность и продолжительность освещения птичника, размер стада, сбор, хранение, транспортировку яиц и другие.

В период формирования яйца до его снесения решающую роль играют грамотная племенная работа, полноценное и сбалансированное кормление, ветеринарное состояние родительского стада. Целенаправленно воздействуя на организм несушек, можно поддерживать и даже улучшать качество яиц. Но повысить показатели уже снесённых яиц невозможно. Их первоначальное качество может только ухудшаться. И наша задача — сохранить его. Каким образом?

С момента снесения яйца проходят обязательные этапы: сбор, сортировку, упаковку, дезинфекцию (иногда мойку), погрузку, транспортировку к инкубаторию (иногда на дальние расстояния). Далее в обратном порядке — разгрузка, распаковка, укладка в лотки, дезинфекция или мойка, закладка в инкубатор. Все эти различные операции напрямую зависят от человеческого фактора и связаны с механическим воздействием на яйца.

Птицеводство во многих странах терпит убытки не только от производства яиц невысокого качества, но и от неправильного обращения в периоды сбора и до их реализации. В первую очередь страдает скорлупа. По некоторым данным, из-за её повреждения теряется 4-1 Ъ% яичной продукции.

Несвоевременный сбор яиц влечёт за собой целый ряд потерь. Например, увеличивается риск перегрева их летом или переохлаждения зимой, пробуждается инстинкт насиживания, проявляется расклёв яиц, повышаются их загрязнённость и повреждение.

Для снижения потерь важно разработать оптимальный режим сбора с учётом суточного ритма яйцекладки и светового дня. По данным А. Кавтарашвили, каждый дополнительный сбор понижает количество боя в 1,2-1,4 раза. При ручном сборе обычно бой составляет около 2%, но невнимательность и небрежность операторов могут повысить повреждённость до 7-9 процентов.

В настоящее время используют три вида упаковок — бумажные, пластиковые и полистирольные. Упаковка, изготовленная из формованной бумажной массы, имеет ряд преимуществ перед другими видами. Она воздухопроницаема, гигроскопична, адаптирована для работы на сортировальных и упаковочных линиях, безопасна для продукции и окружающей среды, её производство является экологически чистым, а утилизация проста. Для транспортировки лучше всего подходит бумажная бугорчатая упаковка на 20-30 ячеек.

Пластиковая упаковка слишком жёсткая, открытые подложки, уложенные друг на друга, порой продавливают яйца. Прокладки вспененного полистирола достаточно мягкие, поэтому бой яиц при их использовании наиболее высок.

При упаковке яиц необходимо соблюдать ряд простых правил. Так, в бумажные бугорчатые прокладки на 20 и 30 ячеек укладывают по 20 и 30 куриных яиц. А яйца индеек и гусей — по 10, уток — по 1 5 штук. Далее прокладки собирают в стопы. Чем больше их в стопе, тем сильнее давление на яйца в нижних рядах. Прежде всего повреждаются яйца крупные, неправильной формы и уложенные острым полюсом вверх.

По данным П. Царенко, после 6-часового нахождения яиц в стопах, состоящих из 10-12 прокладок, дополнительный бой составил 1,5-3,5%, а в стопах из 6-8 прокладок не повышался.

Неслучайно количество прокладок, упакованных в картонные ящики для транспортировки, должно быть строго регламентировано. Так, в ящике на 360 куриных яиц (ГОСТ 13613-74) для перевозки куриных и цесариных яиц складывают стопы из 6 прокладок, утиных и индюшиных — из 5, гусиных — из 4 прокладок.

В современной технологии необходимость мойки и дезинфекции яиц имеет столько же сторонников, сколько и противников. С одной стороны, мойка обеззараживает яйца, с другой — существует опасность их повреждения.

Но наиболее велик риск повреждения яиц при транспортировке. Здесь причинами боя и насечки могут быть как небрежность при перекладке яиц на тележки, контейнеры, лифты, так и транспортировка по неровной поверхности или на повышенной скорости, плохая тара, неправильная упаковка.

Причём количество повреждений не обязательно прямо пропорционально расстоянию — транспортировка яиц только из цеха в цех может повысить отход с повреждённой скорлупой на 1,3 процента.

Опасность механических нагрузок на инкубационные яйца заключается не только в повреждении скорлупы. Могут возникнуть невидимые дефекты, например ослабление желточной оболочки, её разрыв и последующая гибель эмбриона. После сотрясений, вибрации появляются дефекты, видимые только при овоскопирова-нии, — расслоение наружного и внутреннего слоев подскорлупной оболочки, как следствие — колеблющиеся границы пуги или блуждающая пуга. Могут также нарушиться цельность и эластичность градинок, что приведёт к децентрации желтка. Яйца с вышеперечисленными дефектами для инкубации непригодны.

Инкубационные яйца перевозят различными транспортными средствами. Есть специализированные автомобили, в которых автоматически поддерживаются необходимые физические параметры.

Как правило, они оснащены тележками-контейнерами или стеллажами. Однако, как показывает практика, часто это оборудование не используют или перевозят яйца, размещая ящики непосредственно на полу кузова, ставя их друг на друга в несколько рядов.

Между тем воздействие вибрации на яйца во время транспортировки зависит не только от типа дорог и скорости движения, но и от расположения коробок в кузове автомобиля.

Так, на одной из птицефабрик Нижегородской области мы просмотрели на овоскопе 1 500 яиц, доставленных в инкубаторий. Отход яиц по видам брака распределился следующим образом: расслоение подскорлупных оболочек яиц из ящиков, находившихся во время транспортировки на полу в конце кузова, составил 8,3%, в середине — 2,5, в передней части кузова — 0,6%, бой и насечка — 6,1; 1,7 и 3,9% соответственно.

Ранее мы изучили уровни вибрации, возникающие в разных точках кузова спецавтомобиля при движении по дорогам разного типа. Для опытов отбирали свежие яйца, по качеству соответствующие предъявляемым требованиям.

Яйца упаковывали в бугорчатые картонные прокладки по 30 штук и картонные ящики вместимостью 360 яиц (ГОСТ 13613-74). Салон автомобиля был заполнен стопами по 4 ящика непосредственно на полу кузова.

Мы сформировали три опытных и одну контрольную группу, по 360 яиц в каждой. Яйца первой и второй опытных групп размещали в задней части кузова на полу и на высоте 1 м от пола, третьей — в передней части кузова на высоте 0,7 м от пола. Контрольную группу яиц не перевозили.

Определение уровней вибрации (низкочастотных колебаний), возникающей от дорожных неровностей, проводили при движении по асфальтовой дороге со скоростью 60 км/ч и по грунтовой дороге со скоростью 30 км в час. Измеряли и анализировали колебания с помощью аналого-цифрового комплекса, включающего комплект аппаратуры фирмы «Брюль и Кьер» (Дания).

Вибрационные датчики установили в кузове автомобиля в следующих местах: точки 1 и 5 — непосредственно на полу в задней части кузова; точка 2 — на высоте 0,3 метра от пола в задней части кузова; точка 3 — на высоте 1,0 м от пола в задней части кузова; точка 4 — на высоте 0,7 м от пола в передней части кузова.

Значения виброперемещений (мм) в вертикальном (z) и горизонтальнопоперечном (у) направлениях в точках измерения вибрации специализированного автомобиля отражены в таблице.

Условия опыта

Точки измерения и их направление
1z 2z 3z Зу 4z 5z
Движение по асфальтовой дороге
со скоростью 60 км/ч
11.7 3.9 3.5 2.7 4.6 12.3
Движение по грунтовой дороге
со скоростью 30 км/ч
30.3 11,7 II.5 8.9 1 1.5 27.2


При анализе значений колебаний в отдельных точках кузова оказалось, что максимальные значения виброперемещений зафиксированы в точках 1 и 5, то есть непосредственно на полу кузова, и составили соответственно 11,7 и 12,3 мм при движении по асфальтовой, 30,3 и 27,2 мм — при движении по грунтовой дороге.

По мере удаления от пола кузова величина вибрации значительно уменьшалась. Так, в точке 2 на высоте 0,3 м от пола суммарный уровень виброперемещений был уже в 3,0 и 3,2, а в точке 3 на высоте 1 м — в 3,3 и 3,5 раза меньше, чем в точках 1 и 5 соответственно. При движении по грунтовой дороге прослеживалась та же тенденция, а уровень вибрации снижался в точке 3 — в 2,5 раза.

Исследования показали, что в опытных группах наибольший отход яиц после транспортировки получен в группе 1, находившейся на полу кузова. Здесь отмечено наибольшее количество боя (4,7%), насечки (2,0%) и случаев смещения пуги (3,1%).

В остальных опытных группах (2 и 3) отход яиц по причине боя был соответственно в 3 и 4 раза меньше.

Вывод цыплят и выводимость яиц в первой опытной группе были на 14,9 и 7,1% ниже, чем в контроле. По сравнению с другими группами отходы инкубации оказались самыми высокими, так как здесь было больше яиц с кровяными кольцами, замерших эмбрионов и слабого молодняка.

Учитывая приведённые данные, инкубационные яйца не рекомендуется перевозить непосредственно на полу кузова автомобиля, а необходимо использовать тележки-контейнеры или стеллажи, располагая нижний ряд ящиков на высоте 25-30 см от уровня пола.

Нельзя также при транспортировке ставить более 4 ящиков в стопы. При этом следует исключить «подпрыгивание» верхних ящиков, а также верхних прокладок в самих ящиках. Для этого необходимо сверху яиц в ящиках укладывать пустые прокладки.

Как показывают научные и практические данные, избежать механических нагрузок на инкубационные яйца в процессе их промышленного производства невозможно. Однако специалисты должны снижать уровень повреждающего воздействия до минимума, принимая соответствующие меры.

Т. Мелёхина, ВНИТИП


Перепелиные яйца




Статья была Вам интересна? Подпишитесь на рассылку “Перепёлка.org.ua - новости перепеловодства” и Вы всегда будете в курсе инноваций в мире перепелов. Подписаться >>



Вы можете высказать своё мнение по данному материалу или задать вопрос. Администратор сайта ежедневно просматривает комментарии и отвечает на вопросы.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить