ЭКОмаркировка: кому нужна и зачем?
В
условиях постоянно растущей конкуренции заинтересовать потребителей своей
продукцией становится для производителей приоритетной задачей. Однако мало
просто привлечь внимание – необходимо заручиться доверием! Сегодня уже
недостаточно просто сказать – мы предлагаем качественный товар, необходимо
подтвердить его качество и экологическую безопасность. Экомаркировка – это один
из способов сообщить покупателю о высоком качестве продукции.
Таким образом, экомаркировка становится сегодня реальным маркетинговым
инструментом, действенным способом повышения лояльности к определенной марке
товара.
Об экологической маркировке как инструменте современного маркетинга, условиях ее
получения и преимуществах мы поговорили с директором НП «Экологический союз»
Ольгой Клепиковой.
Поясните, что такое «экомаркировка»? Какие виды экомаркировок распространены
во всем мире? И чем система экологического маркирования продовольственных
товаров на Западе отличается от российской практики?
– Экомаркировка – это знак, который говорит об экологической безопасности
продукта для потребителей и окружающей среды. Знак может представлять собой
комбинацию текста, символа и определенную цветовую гамму – это своего рода
экологический логотип. Экомаркировка может наноситься на упаковку, тару,
этикетку или располагаться в сопроводительной документации. Это зависит от вида
продукции. Его цель – проинформировать покупателя о том, что продукция, на
которую он нанесен, экологически безопасна. Получить экомаркировку может только
та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и
высокое качество своей продукции. Безусловно, значение имеет и то, кем
присваивается экомаркировка.
Западному рынку органической продукции и экомаркировке уже более 40 лет. Во
многих странах мира существуют национальные стандарты и маркировка органической
продукции. Все эти стандарты объединяют единые базовые требования к
органик-продукции. Производство органической продукции и деятельность по
органической сертификации строго регламентируется на государственном уровне. К
примеру, в Европе – директивой Европейского союза EU 834/07, в Америке –
национальной органической программой USDA (NOP), в Японии – японскими
стандартами для сельского хозяйства – JAS. Говоря о европейском стандарте,
следует помнить, что с 1 июля 2012 года на европейскую биопродукцию будет
наноситься единая обязательная маркировка. Это логотип в виде листка,
составленного из белых звездочек на зеленом фоне, указывающийся на упаковке.
Наличие значка экомаркировки говорит о строжайшей проверке продукции и
отсутствии химических веществ на всех этапах производства – «от зернышка до
прилавка».
Биопродукты, или органик-, экопродукты, как принято называть их в других
странах, есть и в России. В отличие от других стран в России отсутствуют
национальная маркировка органической продукции, система государственного
регулирования и поддержки органик-производителей. Поэтому российские
производители преимущественно сертифицируют свою продукцию по западным
стандартам. Так, в России больше популярен европейский органический стандарт.
Такая ситуация сложилась в связи с тем, что на сегодняшний день на
государственном уровне нет законодательной базы по органическому сельскому
хозяйству и производству органической продукции. Законодательно требования к
этой продукции закреплены только в СанПиН 2.3.2.2354-08 от 21 апреля 2008 года,
подписанных Г. Г. Онищенко. По-прежнему на законодательном уровне не отражены
вопросы процедуры сертификации органик-продукции. В то время как за рубежом
сертификация осуществляется независимой третьей стороной, а деятельность
сертифицирующих агентств жестко контролируется государством, определяя
требования и процедуры как для органов по сертификации, так и для организаций
аккредитующих органы по сертификации.
Кому нужна сегодня экологическая маркировка? Каким образом она может помочь
производителям экологически безопасных продуктов питания в продвижении продукции
на российском рынке?
– Экомаркировка актуальна производителям, которые предлагают рынку натуральную,
качественную продукцию. Именно это отличает их от других производителей и это
конкурентное преимущество нуждается в авторитетном подтверждении независимой
третьей стороной, чтобы покупатель мог легко выделить производителя и его товары
среди массы других. Поэтому экомаркировка – эффективный инструмент для
позиционирования продукта и производителя в органической нише.
Сертификат «Органик» позволяет производителям реализовывать продукцию по
премиальной цене (на 30–50% дороже), выходить на новые рынки, поскольку на
органическую продукцию отмечается высокий спрос как в России (города-миллионники),
так и в странах Европы.
Особенно это актуально в условиях вступления России в ВТО. Производитель сразу
это почувствует. Когда, с одной стороны, получив экомаркировку международного
уровня, российский товар будет признаваться на Западе. С другой – на фоне
поступающих товаров разного качества в Россию можно быть убедительным для
партнеров и потребителей и увеличивать обороты на внутреннем рынке.
Что необходимо производителям продуктов питания для того, чтобы пройти
добровольную экологическую сертификацию и получить право размещать знак «Эко»
или «Био» на упаковке товаров?
– Необходимо подтвердить соответствие продукции требованиям стандарта. К
примеру, европейский стандарт EU 834/07 предъявляет к биопродукции следующие
требования: при выращивании органического растительного сырья полностью
запрещены химические удобрения, стимуляторы роста, средства борьбы с
вредителями, использование генетически модифицированного посевного материала. В
органическом животноводстве запрещены гормональные средства и антибиотики, корма
животного происхождения. При переработке исключено использование синтетических
консервантов, усилителей вкуса, красителей, ароматизаторов, ГМО, рафинированных
компонентов. Органические продукты не содержат остатков химических веществ,
встречающихся в продуктах, произведенных обычным способом.
Кстати, сейчас Экологический союз представляет совместную грантовую программу
России, Финляндии и Евросоюза ECOFOOD по развитию сегмента органической
продукции. Грантовая программа разработана для развития биохозяйствования и
производства натурального продукта высокого качества, безопасного для окружающей
среды и здоровья человека. ECOFOOD предусматривает выгодные льготные условия для
органик-сертификации продукции. Воспользоваться программой могут как малые, так
и крупные производители животноводческой и растениеводческой продукции, а также
предприятия, занимающиеся продуктами переработки сельхозпродукции. Программа в
первую очередь нацелена на сельхозпроизводителей Северо-Запада России и
юго-восточной Финляндии. Производители, заинтересовавшиеся программой, смогут
получить в Экологическом союзе помощь в применении экокритериев на практике,
рекомендации по выращиванию и производству экопродукта, принять бесплатное
участие в апробации методики, пройти добровольную экосертификацию.
Сколько отечественных производителей продуктов питания имеют сегодня
экологический сертификат? Приведите в пример несколько компаний – представителей
мясной отрасли и сектора птицеводства.
– Из собственной практики хочется отметить очень интересный опыт
органик-производителей Краснодарского края и Ленинградской области. К примеру, в
Крымском районе Краснодарского края успешно прошло экосертификацию по
европейскому биостандарту EU 834/07 ИП К. В. Пироженко. В Ленобласти с нуля
возводится органическое хозяйство «Алеховщина», которое также претендует на
получение экомаркировки по стандарту EU 834/07.
Мы ждем с нетерпением завершения работ и уверены, что этот опыт будет полезным
для распространения.
Сказать, сколько всего в России на сегодняшний день сертифицированной продукции,
сложно, поскольку в силу несформированности российской системы органической
сертификации и органического рынка такая статистика централизованно не
фиксируется.
Имеет ли производитель право после прохождения сертификации импортировать
продукцию, отмеченную экомаркировкой, в другие страны мира? С чем связаны
сложности? Насколько сильно международные требования отличаются от российских?
– Экологический союз давно работает с органическими стандартами. Наши эксперты
аккредитованы итальянским органом по сертификации ICEA. Мы проводим сертификацию
в соответствии с европейским, американским, японским стандартами. И можем с
уверенностью сказать, что если экомаркировка признана на международном уровне,
то соответственно продукция будет признаваться за рубежом.
В последнее время активно обсуждался вопрос принятия в России закона об
экологическом сельском хозяйстве и производстве экопродуктов, который в
Государственной думе РФ ожидают в ноябре. Какие положения, с вашей точки зрения,
он должен содержать и какие проблемы удастся решить с появлением подобного
документа?
– На наш взгляд, закон должен соответствовать европейскому законодательству и,
естественно, должен признаваться за рубежом. В обратном случае закон не будет
способствовать развитию российских органик-производителей, то есть не сформирует
внутренний рынок и не создаст условий для экспорта. И может просто
дискредитировать себя. В случае если закон будет эквивалентным мировой практике
в этой сфере, то с учетом высокого аграрного потенциала нашей страны он станет
трамплином для создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка, а
органик-продукция может стать брендом страны.
Виктория Загоровская

|