Диверсификация в птицеводстве
Сущность диверсификации в птицеводстве заключается в том, что
птицеводческие предприятия должны рационально приспособиться к сложившейся
конъюнктуре специализированного рынка. Испытывая затруднения в одном сегменте,
убыточное предприятие переориентирует собственное производство на другое в
соответствии с рыночным спросом, таким образом компенсируя свои потери за счёт
перелива капитала в другие ниши. При этом необходимо расширение ассортимента
птицепродуктов с организацией безотходной технологии производства.
Специализация как одна из форм общественного разделения труда и его развития в
максимальной степени отвечает аграрному сектору и рыночной инфраструктуре.
Практика показывает, что именно узкая специализация приносит большую отдачу.
Однако она должна быть увязана с сопутствующими отраслями.
Важнейшей предпосылкой перехода птицеводческого предприятия на
диверсификационную основу является снижение капитала, вложенного в традиционное
производство, стремление к уменьшению возможных производственных и финансовых
рисков, переход в эффективные области деятельности. Выбор новых направлений
развития зависит от конъюнктуры рынка и финансового состояния предприятия, а
также от сбыта продукции.
Примером эффективной диверсификации в птицеводстве является ОАО «Угличская
птицефабрика», для которой концепцию нового развития разработало ЗАО
«Кормозаготовка» (г. Москва).
В её основу положена неоклассическая триада: цель — максимизация прибыли;
стратегия — рыночная конкуренция; экономика — минимизация издержек; организация
— инновационная конкуренция.
Угличская птицефабрика Ярославской области по производству куриных яиц была
создана в 1961 году. Максимальная мощность предусмотрена в размере 20 млн. яиц и
140 т мяса птицы в год. В последний период на существующих площадях произведено
максимальное количество куриных яиц — 22 млн. ежегодно.
В 1996 году по закону о приватизации фабрика была преобразована в АООТ, а затем
в ОАО с уставным капиталом 8345 рублей. Территория полностью благоустроена и
охраняема, в её собственности 250 га земли сельскохозяйственного назначения, все
здания и сооружения прошли государственную регистрацию. Однако ежегодное
увеличение цен на энергоносители, корма, оборудование и запасные части не
сопровождались адекватными изменениями цен на птицеводческую продукцию —
последние 5 лет она поддерживалась на одном уровне, что обусловлено низкой
платёжеспособностью населения. В то же время выход других птицефабрик области на
полную производственную мощность привёл к насыщению регионального рынка пищевыми
яйцами. В этих условиях Угличская фабрика постепенно стала утрачивать свои
конкурентные и экономические позиции на рынке птицепродуктов, что привело к
значительному ухудшению финансовых показателей: в 2005 году убытки составили 2,7
млн. руб., в 2006 — 8,0 и в 2007 году — 11,0 млн. рублей.
ЗАО «Кормозаготовка» провело маркетинговые исследования и было предложено
руководству перепрофилировать предприятие на промышленное производство
перепелиных яиц, потребительский спрос на которые в настоящее время находится на
высоком уровне.
Для реализации стратегии диверсификации была использована сбалансированная
система показателей Balanced Scorecard. В таблице 1 приведены сильные и слабые
стороны BSC при определении форм специализации птицефабрики на перспективу.

В связи с тем что отмеченные недостатки (слабые стороны) легко устранимы при
соответствующих организационных преобразованиях и финансовых вложениях в
перспективное производство, то и перечень сильных сторон перепрофилирования
значительно увеличивается.
Перепеловодство как прогрессивная отрасль птицеводства характеризуется многими
достоинствами. По содержанию питательных веществ яйца перепелов превосходят
куриные. Так, в пяти перепелиных яйцах, равных по массе одному куриному,
содержится в 5 раз больше калия и фосфора, в 4,5 раза — железа, в 6 раз —
витаминов В1 и В2. При этом их производство оказывается
дешевле. Самка японского перепела при живой массе 125 г за 1 год сносит 250 яиц
средней массой 10 г, что составляет 2,5 кг яичной массы. Это в 20 раз больше
самой птицы. У высокопродуктивных кур при такой же яйценоскости, средней массе
яйца 55 г и живой массе несушки 1700 г количество произведённой яйцемассы
составит примерно 14 кг, или в 8 раз больше живой массы самой птицы. Мясо
перепелов отличается нежной консистенцией, сочностью, приятным ароматом и
высокими вкусовыми качествами.
Изучение ситуации на рынках этой продукции в различных регионах России
свидетельствует о том, что в стране перепеловодство развито крайне недостаточно
— оно занимает небольшую долю в общем объёме производства птицеводческой
продукции, а общая численность поголовья перепелов 500-600 тыс., тогда как,
например, в Японии — около 5 млн., или в 10 раз больше.
В условиях промышленного производства перепелиных яиц и мяса предстоит усилить
внимание таким проблемам, как изучение наследственно обусловленной устойчивости
птицы к заболеваниям, разработка методов селекции на повышение эффективности
перепеловодства, преодоление потолка продуктивности в популяциях и т.д.
Аналитическая оценка показателей финансового состояния птицефабрики проведена
путём сопоставления рассчитанных финансовых коэффициентов по отдельным
параметрам с нормативными. В этой системе показателей рассмотрены коэффициенты
абсолютной, текущей и срочной ликвидности, а также промежуточный коэффициент
покрытия (табл. 2).

Из данных таблицы следует, что значения коэффициентов абсолютной ликвидности
характеризуют невысокую платёжеспособность птицефабрики — она в состоянии
погасить свои долги и осуществлять расчёты по всем видам обязательств, как
ближайшим, так и в отдалённой перспективе, только на 2-4 процента. Предельное
теоретическое значение данного показателя составляет 0,25-0,30.
Коэффициент текущей (общей) ликвидности отражает обеспеченность оборотными
средствами птицефабрики, которые могут быть ею использованы для погашения своих
краткосрочных обязательств. Согласно общепринятым стандартам, значения этого
коэффициента находятся в пределах 1 ≥ Кл ≤
2 (иногда 3), так как после уплаты долгов у предприятия должны оставаться
оборотные активы в размерах, необходимых для продолжения деятельности. Нижняя
граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно для
покрытия своих краткосрочных обязательств, иначе предприятие может оказаться под
угрозой банкротства. Фактические значения в сотни раз ниже.
Промежуточный коэффициент покрытия определяется как частное от деления
совокупной суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и
краткосрочной дебиторской задолженности на краткосрочные обязательства.
Теоретическое значение этого показателя на уровне 0,7-0,8. Фактически эта
величина значительно ниже нормативного значения — 0,02 и менее, что обусловлено
большими убытками от продаж.
Внешней характеристикой устойчивости финансового состояния, его независимости от
заёмных источников является коэффициент автономии, равный доле источников
собственных средств в общем итоге баланса-нетто. Нормальное его значение
оценивается на уровне 0,5. Фактическое значение снизилось с 0,7 до 0,01.
Для отнесения птицеводческого предприятия к группам финансовой устойчивости
использована методология расчёта с применением табличного аналитического
материала (табл. 3).

Общая оценка деятельности птицеводческих предприятий зависит от набранной суммы
баллов и является основанием для отнесения их к одной из пяти групп финансовой
устойчивости:
1 класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующие
возвратность заёмных средств;
2 класс — имеющие невысокий уровень риска, невосприимчивые к профилактическим
мерам невозврата задолженности кредиторам;
3 класс — с высоким уровнем риска банкротства и финансового оздоровления;
4 класс — наличие ярко выраженных признаков банкротства;
5 класс — фактический банкрот.
Таким образом, в течение последних 3 лет своего функционирования Угличская
фабрика имела в среднем 10,6 балла, что характеризует её полное банкротство. В
этой связи решение об отраслевой диверсификации производства является
своевременным и необходимым.
В рамках осуществления первого этапа проекта перепрофилирования производства на
перепеловодческое направление на птицефабрике в 2008 году проведена работа по
коренной модернизации инженерно-технической инфраструктуры, построены
инкубаторий, площадки для ремонтного молодняка, родительского стада и
промышленных несушек мощностью на 60 тысяч птицемест.
Использование разработок ВНИТИП и японской технологии позволило эффективно вести
деятельность по выращиванию перепелов.
Клеточные батареи в восьмиярусном
исполнении созданы по авторской разработке птицефабрики. Они полностью оснащены
системами поения, кормления, помётоудаления, освещения и управления
микроклиматом, что позволяет обеспечить высокую сохранность и продуктивность
птицы.
В основу планирования производства перепелиных яиц положены нормативные
показатели, предусмотренные методическими рекомендациями по технологии
производства яиц и мяса перепелов. В качестве исходных данных по
технико-экономическому обоснованию проекта диверсификации приняты затраты:
• на приобретение и установку оборудования — 20 млн. руб.;
• на инкубацию яиц и выращивание 1 головы ремонтного молодняка перепёлок — 7,5
руб./мес;
• на содержание 1 головы перепелов промышленного стада — 9,5 руб./мес;
• средний коэффициент яйценоскости — 0,7;
• оптовая цена продажи одного перепелиного яйца — 1,5 руб.
Валовой доход:
• выручка от сдачи в аренду столярного и механического цехов — 1,0 млн. руб./мес;
• выручка от реализации яиц промышленного стада — 1,89 млн. руб.;
• выручка от реализации материальных запасов — 0,8 млн. руб.;
• затраты на обслуживание кредита — 0,32 млн. руб./мес;
• выручка от реализации яиц — 10,79 млн. руб.;
• срок окупаемости проекта составляет 2 года.
Расчёты экономической целесообразности перехода на производство перепелиных яиц,
выполненные с учётом сложившихся рыночных цен на продукцию и затрат на создание
производственных мощностей, убеждают в высокой эффективности и быстрой
окупаемости проекта.
Уже в начальный период освоения проекта прибыль составила 4,45 млн. руб., в 2010
году предусматривается 9 млн. рублей.
Организация продаж по конкурентоспособным ценам осуществляется крупным оптом в
торговые сети г. Москвы (99,0%) и мелкими партиями в детские дошкольные и
образовательные учреждения, а также в учреждения здравоохранения г. Ярославля по
программе «Оздоровление нации». Только потребности торговой сети Москвы
составляют ежедневно около 1 млн. перепелиных яиц. Учитывая, что население и все
торговые сети заинтересованы в гарантированных поставках свежей
высокопитательной продукции и в больших объёмах, а мелкие и небольшие
перепеловодческие предприятия не в состоянии обеспечить полностью потребности
сетей и ожидания покупателей, то необходимо наращивать производство яиц и мяса
перепелов.
Реализация бизнес-процесса предполагает создать крупнейшее в России
птицеводческое предприятие по производству перепелиных яиц с высокой
экономической эффективностью, что позволит полностью обеспечить в них
потребность населения Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов
страны.
Таким образом, отраслевая диверсификация представляет перепрофилирование
производства в пределах птицеводческой отрасли на более эффективное,
пользующееся повышенным и устойчивым спросом, приносящее выгоду предприятию.
При максимальном проявлении диверсификационного потенциала решаются следующие
проблемы: освоение нового вида продукции; ослабление зависимости от конъюнктуры
рынка; своевременное реагирование на изменение производственной и экономической
конъюнктуры; упрочение своего положения в конкурентной среде; повышение
экономической эффективности производства; реализация новых сфер приложения
капитала в связи с уменьшением спроса на ранее произведённую продукцию;
уменьшение рисков предпринимательской деятельности; повышение эффективности
производства в целом. Выполненный комплекс работ по диверсификации в
птицеводстве свидетельствует о целесообразности их инновационной направленности.
И. Голубов
генеральный директор ЗАО «Кормозаготовка»
Птицеводство №11, 2010, стр.2-4

|